|

Розділ
Аналитика [56]
Общество [98]
Политика [130]
Связь [66]
ЭКОНОМИКА [450]
Ресурсы и бизнес [207]
Транспорт [102]
Недвижимость [86]
Продовольствие [31]
Интернет [44]
Техпром [93]
Проишествия [94]
Деньги [161]
Мировая экономика [204]
Имена [16]
Фондовый рынок [74]
Рынки [129]

2011 » Май » 18 » Полторы трубы
Полторы трубы

18.05.2011

Первые месяцы 2011 г. украинская металлургия провела бодро. Прошлогодние показатели были улучшены практически по всем параметрам. Но если выпуск стали, чугуна, проката возрос в стране лишь на несколько процентов, то производство труб увеличилось в полтора раза. Трамплином для такого прыжка послужили в первую очередь рост цен на нефть на внешних рынках, во вторую – некоторое оживление спроса на внутреннем.

Согласно данным объединения "Укртрубопром", за январь-апрель 2011 в Украине произведено 740,6 тыс. тонн трубной продукции против 496,9 тыс. тонн за такой же период 2010. При этом главным генератором роста выступил Харцызский трубный завод (ХТЗ), входящий в состав холдинга "Метинвест". Предприятие превзошло показатель 2010 года фактически в 3 раза, увеличив объемы выпуска с 71,4 тыс. до 210 тыс. тонн. Положительную динамику показали и все другие трубные производители страны, кроме крохотного "Труболита", но до семимильной поступи ХТЗ им все же далеко.

Удача Харцызску улыбнулась еще в прошлом году, когда к украинским трубам большого диаметра проснулся интерес у российской Транснефти. Трубопрокатных мощностей в самой России оказалось недостаточно, чтобы удовлетворить все ее нужды, тогда нефтетранспортная компания и вспомнила о хорошо знакомых ТБД харцызской марки. В частности, последние линейные участки второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2) были выложены как раз этими трубами. В 2011 сотрудничество ХТЗ и Транснефти продолжается по двум другим новостроям – Пурпе – Самотлор и Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). Длина первого трубопровода – 429 км, он должен быть сдан в эксплуатацию в 2012 году. ВСТО значительно длиннее – 2100 км, и прокладывать его должны до 2013. Однако за каждый из этих километров украинским трубникам придется конкурировать не только с российскими, но и с китайскими и корейскими металлургами. Тем не менее даже в таком квартете, как подсчитали аналитики инвестгруппы "ТАСК", ХТЗ может рассчитывать на ежемесячный заказ от Транснефти в пределах 14-17 тыс. тонн в месяц (это треть его нынешней загрузки) вплоть до 2013 года.

Поток заказов из России стал нарастать синхронно с ростом цен на нефть на внешних рынках. Увеличение прибылей нефтедобывающих и нефтетранспортных субъектов РФ позволило интенсифицировать капиталовложения в новые трубопроводные маршруты. Например, первоначально БТС-2 планировалось запустить только в третьем квартале 2013, но теперь Транснефть готова выписать ей путевку в жизнь до конца текущего года. Все трубы маршрута в землю уже уложены, осталось обустроить перевалочный терминал в Усть-Луге.

Стабилизация сбыта в России, обещающая более или менее гарантированный портфель заказов в течение полутора-двух лет, позволяет ХТЗ чувствовать себя раскованнее и вздохнуть свободнее. В апреле завод сообщил о выплате акционерам дивидендов, причем не только 170 млн грн. чистой прибыли за 2010, но еще и 620 млн грн. нераспределенной прибыли за предыдущие годы. До сих пор нераспределенка воспринималась как своего рода заводской НЗ. Теперь, оказывается, можно несколько распустить пояс. Ведь уже за первый квартал 2011 ХТЗ принес 108,3 млн грн. чистой прибыли. А чистый доход по сравнению с показателем за первый квартал-2010 вырос почти в 8 раз – до 1,36 млрд грн. На доходность повлияло не только расширение объема продаж, но и рост цен на трубную продукцию как в Украине, так и за ее пределами. Только за первый квартал текущего года они поднялись на 15-20%.

Крупнейшему отечественному трубному холдингу "Интерпайп" по итогам января-апреля также грех жаловаться. Правда, его производительность не выросла на 300%. как у ХТЗ, но и 30% прибавки – неплохо. В целом за четыре месяца 2011 с интерпайповских конвейеров сошло 316,8 тыс. тонн труб. Из них Нижнеднепровский трубопрокатный завод выпустил 132,6 тыс. тонн продукции (+28% к прошлогодним объемам), "Нико Тьюб" – 118,4 тыс. тонн (+40%), Новомосковский трубный завод – 65,8 тыс. тонн (+20%).

При этом сбыт готовой продукции у Интерпайпа не сильно завязан на российском рынке. На родине торговля тоже идет вовсю. К примеру, лидер холдинга – Нижнеднепровский трубопрокатный – около 37% продукции реализует в Украине и только около 27% в России. И в этом году отечественная доля в корзине продаж Интерпайпа может стать еще весомее, поскольку правительство страны одобрило проект создания холдингом Виктора Пинчука и НАК "Нафтогаз Украины" совместного предприятия по производству труб нефтегазового сортамента. Очевидно, что конечный продукт этой кооперации будет оставаться в Украине. По мнению эксперта Института энергетических исследований Дмитрия Марунича, подписание договора о совместной деятельности может быть ничем иным, как попыткой Нафтогаза избежать тендерной процедуры при закупке труб для своих нужд.

Хотя и на тендерах Интерпайп не пасет задних. В начале мая группа выиграла контракт на право поставки Нафтогазу 4476 тонн трубной продукции общей стоимостью 95,93 млн грн. Одновременно достался заказ от национальной нефтегазовой компании и ХТЗ. У последнего для ДК "Укртрансгаз" будет закуплено 2,462 тыс. тонн труб на 67,87 млн грн. Такой подход – всем сестрам по серьгам – вполне логичен. Оба производителя работают в разных сегментах и их конкурентные интересы пересекаются редко. Коньком харцызского завода являются ТБД, днепропетровские заводы Интерпайпа – доки в трубах более мелких диаметров, причем не только трубопроводных, но и буровых, обсадных, насосных, в общем тех, что используются при добыче углеводородов. Поэтому и СП с Нафтогазом – это, скорее, элемент борьбы Интерпайпа за внутриукраинский рынок против поставщиков импортной трубной продукции.

Специалисты Укртрубопрома рассчитывают, что производство труб в стране превысит в текущем году 2,2 млн тонн (на 450-500 тыс. тонн), а внутреннее потребление вырастет где-то на 100-150 тыс. тонн (в 2010 оно составляло порядка 560 тыс. тонн), но вряд ли больше. Тубники ждут не дождутся реализации масштабных проектов по модернизации отечественной ГТС. Но даже если они и стартуют во втором полугодии, основное бремя заказов все равно придется на 2012 и последующие годы. А значит, главной опорой отрасли по нынешним временам остается экспорт. К тому же с четко выраженным российским вектором.

По итогам первого квартала 2011 экспорт труб из Украины составил 453,3 тыс. тонн, что на 89,5% больше, чем за аналогичный прошлогодний период. Почти 80% этого потока ушло к российским заказчикам. Если так будет продолжаться и дальше, экспортные отгрузки фактически достигнут докризисного уровня – 1,7 млн тонн. В структуре же российского трубного импорта сегмент украинской продукции может снова занять более 50% от общего объема ввоза труб в РФ, как это было до 2010 и ранее. Правда, это опять же чревато обострением антидемпинговых настроений у российских трубников. Однако их пыл, возможно, удастся погасить российским нефтяникам и газовикам, которых в первую очередь волнует, чтобы трубопроводы и скважины не простаивали, а уже во вторую – откуда эти трубы пришли.

Источник: Минпром, Олег Дорожовец






Архів

регистрация доменов
домен RU - 99 руб
домен РФ - 99 руб
Зарегистрируй себе домен!имя:
зона:

2domains.ru




MKO info® -
Робота в Україні: пошук 
роботи, вакансій, знайти 
резюме, шукаю роботу в 
Києві,розмістити вакансію